Электронная подпись в 2022 году: важные изменения. Что делать и куда идти, чтобы не ошибиться
1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.
Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной подписи.
Где получать электронную подпись компаниям и ИП?
Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?
Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?
Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?
С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.
Вариант 1.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).
Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.
Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.
Вариант 2.
Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.
Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.
МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС, Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.