Электронная подпись в 2022 году: важные изменения. Что делать и куда идти, чтобы не ошибиться

1 января 2022 года вступают в силу изменения в закон об электронной подписи, меняющие правила её получения и использования. Изменений много, но внедряться они будут постепенно.

Полностью все обновлённые положения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи» вступят в силу 1 января 2023 года. До этого нас ждёт переходный этап, когда будут действовать новые и частично старые нормы получения и использования электронной подписи.

Где получать электронную подпись компаниям и ИП?

С 1 января 2022 года за новой электронной подписью вы можете обратиться только в следующие организации:

— ФНС и её доверенные лица – для ИП и руководителей юрлиц.

— Банк России – для руководителей кредитных организаций.

— Федеральное казначейство – для руководителей бюджетных организаций.

— Коммерческий удостоверяющий центр (УЦ) – для ваших сотрудников и для граждан (физических лиц).

Каким сертификатом подписывает документ сотрудник организации?

В течение 2022 года сотрудники используют электронную подпись с реквизитами юридического лица, как раньше. Но с 1 января 2023 года становится обязательным использование машиночитаемой доверенности* в сочетании с электронной подписью физического лица. Однако для сдачи отчётности в налоговую уже внедрены доверенности по формату ФНС.

Как выдать сотруднику машиночитаемую доверенность?

Пока никак. Форматы доверенности и классификатор полномочий находятся в разработке и ожидаются к 1 марта 2022 года. После публикации форматов и до 1 января 2023 года вам нужно будет успеть переключить сотрудников на новый формат работы с электронной подписью.

Куда обратиться сотруднику для получения электронной подписи?

С 2022 года сотрудники обращаются в коммерческие УЦ, аккредитованные по новым правилам.

Есть два варианта оформления ЭП и работы с ней сотрудниками в 2022 году.

Вариант 1. 

Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат юридического лица, представляя доверенность от работодателя в бумажном виде. В таком сертификате указывается не только ФИО и ИНН сотрудника, но и реквизиты организации-работодателя (юрлица).

Для работы с такой ЭП сотрудник представляет в систему, с которой он работает, например, на электронную торговую площадку, подтверждающий его полномочия документ – скан-копию доверенности от работодателя.

Использование данного варианта допустимо до конца 2022 года.

Вариант 2. 

Сотрудник в коммерческом УЦ получает сертификат физического лица, представляя только свой паспорт. То есть, такая ЭП является его личной.

Для работы с такой ЭП сотрудник получает у работодателя электронную машиночитаемую доверенность (МЧД), заверенную ЭП руководителя организации.

МЧД позволит сотруднику использовать личную ЭП в работе по вверенному ему направлению, например, сдавать отчётность в ФНС, ФСС, Росстат, участвовать в ЭДО с контрагентами и т. д.

А что с самозанятыми?

Порядок получения электронной подписи для самозанятого нисколько не отличается от порядка для физического лица – обращайтесь в коммерческие УЦ.

Заказать услугу

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено